|
|
|
|
|
|
Государственный герб утвержден 30 ноября 2006 г. Описание герба:
"Государственный герб Республики Марий Эл представляет собой щит, в золотом поле которого изображен червленый (красный) скошенный марийский
крест, образованный двумя парами сдвоенных, отвлеченных узких перевязей накрест, на концах дважды гаммировано-загнутых внутрь каждой пары, с
ромбом посередине. Щит обрамлен лентой в цветах Государственного флага Республики Марий Эл". (
Закон
Республики Марий Эл о Государственном гербе Республики Марий Эл и Государственном флаге Республики Марий Эл,
статья 1
Старый герб Республики Марий Эл был утвержден в январе 1993 г. Описание герба:
"Государственный герб Республики Марий Эл представляет собой изображение на геральдическом щите элемента марийского
национального орнамента - древнего символа плодородия в обрамлении колосьев, дубовых и хвойных веток,
олицетворяющих традиционную приверженность населения республики к сельскохозяйственному труду и лесное
богатство края. Венки перевиты трехцветной (из полос Государственного флага Республики Марий Эл:
лазоревого, белого, алого цветов) лентой. В нижней части геральдического щита под рисунком орнамента
надпись: "
Марий Эл ", где слово "Эл" означает страна, край, земля".
Исторические документы, к которым обратились учениые, приступая к работе над созданием
новой государственной символики, указывали на то, что у марийцев имелись в прошлом свои знамена -
тисте . Но определить, какого цвета они были, оказалось невозможно, поэтому разработку флага и герба
пришлось начинать заново. И прежде, чем принять окончательный вариант, были рассмотрены многие предложения.
Почетный член Этнографического общества Венгерской академии наук, кандидат филологических
наук
В.А. Акцорин
и заслуженный деятель искусств Марийской ССР художник И.В. Ефимов
считали,
что традиционными фольклорными цветами можно считать коричневый (основной), желтый и белый, так как
по мифологическим легендам марийцев жизнь на Земле возникла из коричневой глины, которую по повелению
бога
Кугу-юмо достал его младший брат в облике птицы, плавающей по первичному океану. У многих
финно-угорских народов существуют мифы о том, что солнце появилось из желтизны мирового яйца, снесенного
уткой, - небесной богиней
Илматаюрт , и все планеты созданы из снесенных ею яиц. Фигурки
священных водоплавающих птиц, уток, относящиеся ко второму тысячедетию до н.э. - V-VI векам н.э.,
Экспонируются в краеведческом музее Перми. Желтый цвет - символ солнца. Белый, - как и у всех других
финно-угорских народов, - олицетворяет жизнь, добро, справедливость, высокую нравственность.
Финно-угры почитают белого бога, белую лебедь, а само название марийцев -
ош-мари означает
"белый мариец".
Ученый-историк, член Российского геральдического общества
Г.Н. Айплатов
считал,
что в гербе должны присутствовать ветви лиственных и хвойных деревьев, символизирующие природные и
этнические особенности республики. Именно леса - ее богатство, они занимают более половины территории марийской
республики. На горном правобережье (где больше хвойных лесов) проживают горные марийцы, на лесном
или луговом левобережье (преимущественно с лиственными лесами) - луговые. Таким образом, ветви
лиственных и хвойных деревьев подчеркивают единство двух этнических групп марийцев, составляющих один народ.
Среди проектов гербов особое внимание привлек вариант Г.Н. Булыгина
, поскольку
он имел историческую преемственность. Изображение лося, которое заняло в проекте этого художника
центральное место, есть на гербе Царевококшайска, основанного в 1584 году по указанию царя Федора
Ивановича. Но предпочтение в конечном итоге все-таки было отдано гербу с национальным орнаментом
в центре, удачное решение которого нашел художник
И.В. Ефимов
.
( По материалам статьи В. Сапрыкова "Символ плодородия"
в журнале "Наука и жизнь"
|
|
|