йошкар-ола
 
 
Свежие записи
 
Гербы городов Республики Марий Эл
 

 

Государственный герб утвержден 30 ноября 2006 г. Описание герба: "Государственный герб Республики Марий Эл представляет собой щит, в золотом поле которого изображен червленый (красный) скошенный марийский крест, образованный двумя парами сдвоенных, отвлеченных узких перевязей накрест, на концах дважды гаммировано-загнутых внутрь каждой пары, с ромбом посередине. Щит обрамлен лентой в цветах Государственного флага Республики Марий Эл". ( Закон Республики Марий Эл о Государственном гербе Республики Марий Эл и Государственном флаге Республики Марий Эл, статья 1 Старый герб Республики Марий Эл был утвержден в январе 1993 г. Описание герба: "Государственный герб Республики Марий Эл представляет собой изображение на геральдическом щите элемента марийского национального орнамента - древнего символа плодородия в обрамлении колосьев, дубовых и хвойных веток, олицетворяющих традиционную приверженность населения республики к сельскохозяйственному труду и лесное богатство края. Венки перевиты трехцветной (из полос Государственного флага Республики Марий Эл: лазоревого, белого, алого цветов) лентой. В нижней части геральдического щита под рисунком орнамента надпись: " Марий Эл ", где слово "Эл" означает страна, край, земля". Исторические документы, к которым обратились учениые, приступая к работе над созданием новой государственной символики, указывали на то, что у марийцев имелись в прошлом свои знамена - тисте . Но определить, какого цвета они были, оказалось невозможно, поэтому разработку флага и герба пришлось начинать заново. И прежде, чем принять окончательный вариант, были рассмотрены многие предложения. Почетный член Этнографического общества Венгерской академии наук, кандидат филологических наук В.А. Акцорин и заслуженный деятель искусств Марийской ССР художник И.В. Ефимов считали, что традиционными фольклорными цветами можно считать коричневый (основной), желтый и белый, так как по мифологическим легендам марийцев жизнь на Земле возникла из коричневой глины, которую по повелению бога Кугу-юмо достал его младший брат в облике птицы, плавающей по первичному океану. У многих финно-угорских народов существуют мифы о том, что солнце появилось из желтизны мирового яйца, снесенного уткой, - небесной богиней Илматаюрт , и все планеты созданы из снесенных ею яиц. Фигурки священных водоплавающих птиц, уток, относящиеся ко второму тысячедетию до н.э. - V-VI векам н.э., Экспонируются в краеведческом музее Перми. Желтый цвет - символ солнца. Белый, - как и у всех других финно-угорских народов, - олицетворяет жизнь, добро, справедливость, высокую нравственность. Финно-угры почитают белого бога, белую лебедь, а само название марийцев - ош-мари означает "белый мариец". Ученый-историк, член Российского геральдического общества Г.Н. Айплатов считал, что в гербе должны присутствовать ветви лиственных и хвойных деревьев, символизирующие природные и этнические особенности республики. Именно леса - ее богатство, они занимают более половины территории марийской республики. На горном правобережье (где больше хвойных лесов) проживают горные марийцы, на лесном или луговом левобережье (преимущественно с лиственными лесами) - луговые. Таким образом, ветви лиственных и хвойных деревьев подчеркивают единство двух этнических групп марийцев, составляющих один народ. Среди проектов гербов особое внимание привлек вариант Г.Н. Булыгина , поскольку он имел историческую преемственность. Изображение лося, которое заняло в проекте этого художника центральное место, есть на гербе Царевококшайска, основанного в 1584 году по указанию царя Федора Ивановича. Но предпочтение в конечном итоге все-таки было отдано гербу с национальным орнаментом в центре, удачное решение которого нашел художник И.В. Ефимов . ( По материалам статьи В. Сапрыкова "Символ плодородия" в журнале "Наука и жизнь"


   
 
стать | йошкар | марья | юрий | московский